Суббота, 22 Июль, 2017

Поиск по сайту

ОНФ: Система ЕГЭ должна отвечать задачам образования, а не сводиться к натаскиванию на сдачу экзаменов

Необходимо изменить систему единого госэкзамена так, чтобы обучение в выпускных классах не превращалось в натаскивание на его сдачу. Об этом шла речь на круглом столе «ЕГЭ: развитие и альтернатива», который прошел в Москве на площадке рабочей группы Центрального штаба ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности». Еще раз поднять тему ЕГЭ члены рабочей группы ОНФ решили потому, что, по их мнению, поручение Президента РФ, лидера Народного фронта Владимира Путина по итогам состоявшего в октябре 2014 г. в Пензе форума ОНФ «Качественное образование во имя страны» об освобождении от ЕГЭ школьников, не планирующих поступать в вузы, не выполнено. Сама же система ЕГЭ в целом вызывает множество нареканий специалистов науки и образования, родителей выпускников школ.

В работе круглого стола приняли участие представители Минобразования, Рособрнадзора, научного и педагогического сообщества, активисты ОНФ.

Член Центрального штаба ОНФ, руководитель рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности» Любовь Духанина напомнила, что доступность качественного образования – главный запрос гражданского общества к системе образования.

«Однако школа утратила ориентир своего развития. Она не готовит ребенка к современной жизни и даже не готовит к поступлению в вуз, потому что при таких низких проходных баллах не созданы условия для получения профессиональных знаний. ЕГЭ из средства оценивания превратился в цель работы школ. При этом если с 2006 по 2008 г. количество двоечников по русскому языку составляло 10%, а по математике – около 20%, то сегодня результаты примерно те же», – констатировала Духанина.

Она предложила в целях выполнения поручения Президента РФ разделить выпускные школьные экзамены на базовый и профильный. Базовый экзамен проводить для тех ребят, которые не планируют поступать в вузы.

«Главный негативный эффект ЕГЭ в том, что школа превратилась в институт натаскивания и утратила свою человекообразующую функцию. Его цель – результат любой ценой. Преподавание русского языка и математики стало примитивным – только под экзамен. Полностью убита школьная методика. Мы стоим перед выбором: либо скатиться к полной безграмотности через пять лет, либо принять жесткое политическое решение», – поделился видением ситуации директор Московского института развития образовательных систем, член-корреспондент РАО Александр Абрамов. Он предложил в ближайшее время создать независимую комиссию для разработки новой системы школьных выпускных экзаменов.

Профессор РГПУ им. Герцена, замдиректора Президентского физико-математического лицея №239 (Санкт-Петербург) Сергей Рукшин считает, что ЕГЭ отрицательно сказался на роли и авторитете школьного учителя и разрушительно – на самом институте школы. «Учебный процесс направлен на усиленное прохождение программы ЕГЭ. Вместо учебников ширится отрасль производства пособий по экзаменационной подготовке. Говорили, что ЕГЭ убьет коррупцию, но чтобы дети могли сдать экзамены, родители платят репетиторам», – отметил он. Рукшин также считает, что действующая система вымывает из вузов целевую аудиторию: «Абитуриент подает документы во множество вузов по результатам экзаменов и выбирает часто не то, к чему стремился. В итоге вузы не удовлетворены студентами».

Участвовавшие в обсуждении представители родительской общественности констатировали, что дети перегружены, но при этом качество образования оставляет желать лучшего. Они отмечали, что уровень реальных знаний учеников не совпадает с результатами единого госэкзамена. Как следствие, некоторые вузы продолжают не доверять результатам ЕГЭ и устраивают дополнительные экзамены при поступлении, что приводит к двойной нагрузке на абитуриентов. Кроме того, условия сдачи ЕГЭ не учитывают требования к психологическому и физическому комфорту для учеников с проблемами здоровья. А это особенно важно в условиях развития инклюзивного образования.

В качестве положительных сторон ЕГЭ эксперты называют унификацию процесса сдачи выпускного экзамена, что позволяет избежать предвзятости в оценке знаний учеников. Сведение воедино выпускных и вступительных экзаменов экономит время и нервы выпускников, упрощает процесс подачи документов в вуз, ликвидирует порочную практику взяток при поступлении в институт.

Заместитель руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев высказался за взвешенность оценок эффективности единого госэкзамена: «Отменять всё наработанное считаю неправильным. Есть опасность, что в сельских школах с отменой ЕГЭ вообще учить перестанут – там будут просто раздавать аттестаты». В поддержку своей позиции Музаев привел статистику ВЦИОМ, согласно которой 70% опрошенных поддерживают ЕГЭ.

Любовь Духанина подчеркнула, что речь не идет о ликвидации ЕГЭ. «Наша цель – вывести на новый качественный уровень школьное образование. Дальнейшие наши действия – это выработка способов улучшения его качества. Свои выводы и предложения по сегодняшней дискуссии мы направим в администрацию президента», – подвела она итоги обсуждения.

Член регионального штаба ОНФ в Удмуртии, директор школы № 19 г.Ижевска Татьяна Каракулина считает, что ЕГЭ с самого начала не являлось объективной системой оценивания реальных знаний обучающихся. Введение тестовых заданий и, как следствие, механическое натаскивание учеников, начиная практически с начальной школы, привело к тому, что обучающиеся перестали мыслить нестандартно, выражать свои мысли. Огромными проблемами стали для ученика: формирование умения говорить, отстаивать корректно и доказательно свою точку зрения, творчески относиться к решению задач.

«Допускается низкое качество КИМов: в заданиях присутствуют ошибки, картинки низкого качества, и часто невозможно дать точный ответ. Помимо этого, на результат часто влияют технические ошибки. Вызывает стрессовые ситуации у обучающихся и то, что незначительные ошибки в правильности написания ответом может привести к заметному снижению результата. Исходя из практики, необходимо отметить, что более 90% выпускников 11 классов нацелены на поступление в Вузы, а ЕГЭ дает шанс на поступление разных категорий обучающихся. Должна быть создана новая система и выпускных экзаменов, и правил поступления. Совершенно согласны с мнением коллег, обсудивших 31 марта за круглым столом проблему ЕГЭ: развитие и альтернативы. Вот только развития нет и альтернативы непонятны», — отмечает Татьяна Викторовна.

В ближайшее время на площадке регионального отделения ОНФ в Удмуртии состоится общественная дискуссия по формированию единого образовательного пространства Российской Федерации, где вопросы по качеству ЕГЭ будут одними из основолагающих.

Предыдущие записи этой рубрики

Оставить комментарий




Календарь записей

Апрель 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар   Май »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

Кез ВКонтакте

Свежие записи