Пятница, 20 Октябрь, 2017

Поиск по сайту

О положении в республике

Доклад Главы Удмуртии А.В. Соловьева  «О  положении в республике» на внеочередной сессии Государственного Совета (30 декабря 2014 года)

Уважаемый Владимир Петрович!

Уважаемые депутаты и приглашенные!

Сегодня нам предстоит подвести первые итоги 2014 года. Года сложного, во многом противоречивого.

Как отметил в Послании Федеральному Собранию Владимир Владимирович Путин: «В этом году мы вместе прошли через испытания, которые по плечу только зрелой, сплочённой нации, по-настоящему суверенному и сильному государству».

Я полностью разделяю эту оценку нашего Президента.

Сегодня важно и полезно провести откровенный разговор о качестве нашей работы в уходящем году и перспективах на год грядущий.

Есть направления, по которым мы добились намеченных целей и ориентиров. Есть и те, где нужного результата пока нет.

И нам важно понять, почему это произошло. Как исправить ситуацию.

Если говорить об общей оценке, то считаю, что год был прожит в целом неплохо.

В нашей программе «Удмуртия. Перемены к лучшему!» мы зафиксировали три основных фактора для развития и улучшения жизни региона: ЛЮДИ, ИДЕИ, РЕСУРСЫ. Нам важно, чтобы они не утекали сквозь пальцы. А стремились плодотворно работать именно на нашей территории. Поэтому такое значение мы уделяем демографическим показателям. Потому что идеи и ресурсы появляются только вместе с людьми.

В уходящем году в Удмуртии отмечен естественный прирост населения. За 11 месяцев   родилось 20343 малыша. По сравнению с прошлым годом увеличилось рождение вторых, третьих и последующих детей.

Естественный прирост населения отмечен в восемнадцати районах  и трех городах – Ижевске, Воткинске и Можге.

Еще один важный фактор улучшения демографической ситуации – растущая средняя продолжительность жизни. За последние шесть лет она увеличилась на три года.

Статистика зафиксировала и уменьшение миграционной убыли населения – почти на полторы тысячи человек. Это тоже хороший знак.

Задачу сокращения оттока населения из республики я ставил с этой трибуны еще в марте. Конечно, за год всё не перевернёшь. Но  первые результаты есть.

Значит, мы на правильном пути. Нам удалось направить людям верные сигналы. И они стали больше верить в возможность достойно реализовать себя в своей республике.

Теперь, коллеги, подробнее о  реальном секторе экономики.

Наше правительство представило прогнозные цифры по основным показателям социально-экономического развития в этом году.

Объём валового регионального продукта в фактических ценах увеличится к предыдущему году на 7,8 % и составит 430 млрд. рублей.

Неплохой рывок сделан в строительстве жилья – 630   тысяч кв. метров. Что на 18,3 %  выше уровня прошлого года.

Продукции сельского хозяйства произведено на 11,1 %  больше.

Как видно из приведённых данных, по ряду показателей мы в числе передовых регионов России.

Хочу отметить, что в нынешнем году удалось сдвинуть с места решение ряда застарелых проблем республики. Особенно в части развития инфраструктуры. Наших многострадальных дорог.

Оглядываясь назад, я очень четко понимаю: с первоначальным объемом Дорожного фонда мы бы, образно говоря, «далеко не уехали».

Принципиально подойдя к его формированию, удалось собрать 4 млрд. 807 млн.  рублей.   Это вдвое больше, чем было заложено  в бюджет  года первоначально. Благодаря такому увеличению за год  восстановлено и отремонтировано 330 километров дорог всех типов.

Достигнуты договорённости с федеральным центром о выделении средств на дороги, примыкающие к мостовому переходу через Каму. Кроме того, в планах на ближайшие годы кардинально расширить и благоустроить участок федеральной трассы от Малой Пурги до Ижевска.

Владимир Владимирович Путин поставил недавно перед регионами задачу  удвоить объемы дорожного строительства. Вводятся дополнительные источники для региональных дорожных фондов.

Считаю, это поможет решению нашей стратегической задачи – построить в ближайшие годы дорогу с твердым покрытием к каждому населенному пункту.

И можно смело сказать, что мы идём правильным путем. Добавлю, эта работа по-прежнему будет под моим личным контролем.

О других направлениях развития инфраструктуры.

Продолжится совместная с «Газпромом» работа по газификации республики. Однако только 200 км введенных в этом году газовых сетей никак не могут нас устраивать. 400 км – вот к чему надо стремиться. Отмечу также, что необходимо ускорить решение такой   застарелой проблемы, как  хронические многомиллионные долги потребителей газа.

В развитии газовых сетей нужно сделать  упор на государственно-частное партнерство. Когда бизнес прокладывает сети, а республиканский бюджет расплачивается с ним в течение нескольких лет.

Мы заключили соглашение с «Ростелекомом» по развитию технологий и услуг связи.  В частности, с помощью прокладки высокоскоростных оптических линий связи будут подключаться к Интернету  населенные пункты, где живет не менее 250  человек. Уже в будущем  году такие работы начнутся в двух районах –  Воткинском и Кизнерском. Будем искать резервы, чтобы выйти на 5-6 районов в год.

10 декабря республика подписала соглашение на 2015-2017   годы с «Российскими железными дорогами». Оно позволит обеспечить как пассажирские перевозки в пригородном сообщении, так и решение других задач. В том числе завершение реконструкции вокзала в городе Глазове.

Считаю, что в развитии инфраструктуры, с учетом серьезных бюджетных ограничений, нужно гораздо шире, чем сегодня, использовать инструменты государственно-частного партнёрства.

Уважаемые коллеги! Вначале я хотел включить  Инвестиционное послание в доклад отдельным разделом.

Но затем было решено выдать его вам на руки. И я коснусь только ключевых   пунктов  послания. Тем более что частично эта тема была затронута выше.

Повторю еще раз: привлечение инвестиций – главный приоритет государственной политики Удмуртии. Мы впервые разработали и утвердили Указом Главы республики Инвестиционную стратегию Удмуртской Республики до 2025   года.

Установили в ней целевые индикаторы необходимого прироста инвестиций по каждому виду экономической деятельности.

Ориентир при этом – исполнение поручения  Президента России по доведению к 2018  году доли инвестиций в валовом региональном продукте до уровня 25 %. По итогам уходящего года в Удмуртии будет привлечено 80 млрд. рублей инвестиций. Это менее 19 %  ВВП.

Чтобы достичь необходимых 25 %, мы должны иметь к  2018  году не менее  123 млрд. рублей инвестиций. Задача сложная. На данный момент мы проигрываем гонку за инвестора, исходя из размера инвестиций на душу населения, даже Республике Марий Эл. Занимаем 9-е место в ПФО. Но зато имеем 2-е место по темпам прироста инвестиций. Так что задача реальна.

В то же время, мы явно недорабатываем в вопросе развития индустриальных парков и производственных площадок. Есть и частные инициативы, которые необходимо поддерживать, тем более что с будущего года  запускается программа компенсации расходов субъектов Федерации на создание индустриальных парков.

Поручаю Министерству промышленности и торговли республики начать подготовку заявки для привлечения федеральных средств на развитие инфраструктуры индустриальных парков.

Ставлю также задачу реализации инвестиционных проектов, вошедших  в  План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Удмуртии до 2025  года. Общий объем инвестиций по ним превышает 400 миллиардов рублей. Мы их отбирали в городах и районах, проводили общественное обсуждение.

Надо сделать всё, чтобы эти проекты не остались на бумаге, а получили реальную поддержку и состоялись. Это задача Правительства. И в первую очередь ими будет заниматься специально созданное Агентство инвестиционного развития. Прошу оказывать ему всю необходимую поддержку.

Когда мы начинали готовить этот доклад, трудно было предугадать такое развитие событий в текущем декабре.

Сегодня же можно уже твердо констатировать, что создалась новая экономическая ситуация. Она заставляет многое переосмыслить в принятых нами планах социально-экономического развития. Необходимо сосредоточиться на главном.

Да, кризисные явления в экономике и финансовой сфере – это факт. Но от посыпания головы пеплом толку не будет.

Кризис – это одновременно возможность создать заделы на будущее. Напомню, что один из регионов ПФО, Ульяновская область, начала закладывать основу для своего экономического роста именно в кризисном 2008 году. Нам нужно учитывать чужой опыт.

Для устойчивого экономического роста,  повышения конкурентоспособности экономики республики нужно полнее использовать одно из важных конкурентных преимуществ Удмуртской Республики, как и России в целом. Наш ёмкий внутренний рынок. Его должны заполнить   качественные товары отечественных производителей.  На это должна быть нацелена вся  наша экономическая политика.

Обращаюсь в этой связи к нашим предпринимателям. Не проспите! Забирайте товарные ниши, из которых уходят зарубежный бизнес, конкуренты из других регионов.

Да, в последние недели стало работать сложнее. Но бывало в нашей недавней истории и хуже.  Если просто сидеть и ждать стабилизации – опоздаете. Реальное импортозамещение возможно только таким путем.

Поэтому считаю нужным и  даю поручение Правительству ускорить формирование комплекса мероприятий по импортозамещению в сельском хозяйстве, промышленности и иных сферах. Такой план нам необходим уже в самом начале будущего года.

Сегодня крупные финансовые средства в России есть. Умные бизнесмены понимают, что в кризис можно инвестировать с большей отдачей.

Поэтому  перед нами стоит еще более актуальная задача по привлечению как внешних, так и внутренних инвесторов на нашу территорию.

Мы должны также умело распорядиться и своими ресурсами. Это Инвестиционный фонд Республики – 73 миллиона рублей и Удмуртский государственный фонд поддержки малого предпринимательства – 600 миллионов рублей. Они должны в полной мере работать на стимулирование нашей экономики.

Отмечу также, что и в этих сложных условиях продолжится реализация ряда ключевых для республики проектов. Получено согласие Правительства России на создание в республике машиностроительного кластера. Ждём подписи на документе Президента страны.

Работаем и над  созданием у нас Особой экономической зоны.

Такие проекты – это поддержка за счет федерального бюджета. Привлечение в Удмуртию крупных инвесторов.

Нам важно обеспечить для инвестпроектов  реальные льготы на имущество и землю.

Внутри республики мы ждем инвестиций в первую очередь от  наших крупнейших предприятий – концерна «Калашников», Чепецкого механического завода Ижавто, Ижстали, ИЭМЗ «Купол» и других.

Будем всячески их поддерживать.

Большой резерв для привлечения инвесторов, считаю, есть в лесной отрасли.

Смотрите: в последние три года расчетная лесосека использовалась фактически только на 55 %. Чуть больше, чем наполовину! Неиспользованный лесной фонд гибнет. Разве это не резерв? В том числе для создания новых рабочих мест?

Завершая тему инвестиций, напомню еще раз.

Оценка работы членов Правительства и руководителей органов местного самоуправления будет делаться в первую очередь по показателю привлечения инвестиций.

Важную роль в решении стоящих перед нами больших задач играет развитие агропромышленного комплекса.

Заделы здесь имеются неплохие. Спасибо нашим селянам. Показатели нынешнего года лучше прошлогодних.

Республика высоко в рейтингах регионов ПФО и России по производству молока, мяса, яиц и др. Обеспечивается наша  продовольственная безопасность. Продукты из Удмуртии реализуются также в 53   регионах России и ряде стран СНГ.

Мы смогли сохранить в этом году на прежнем уровне масштабы государственной поддержки села.  Предусмотрены они в таком же объеме и в бюджете наступающего года. И мы выполним все обязательства.

Но останавливаться нельзя. Предлагаю поставить стратегическую задачу – выйти в течение четырех-пяти лет на производство одного миллиона тонн молока в год. Средство для этого – увеличение числа малых ферм. Поддержка будет.

Теперь, уважаемые коллеги, о качестве жизни наших граждан.

В уходящем году продолжился рост доходов населения.

Ожидается, что среднемесячная заработная плата вырастет к уровню прошлого года на 13% и составит 23790 рублей. Реальная заработная плата увеличится на 7,6 %.

При этом стабильно выполняются целевые показатели региональных   «дорожных карт»  по повышению заработной платы работников бюджетной сферы республики в соответствии «майскими» указами Президента.

Более того, с октября этого года во всех социальных отраслях обеспечено повышение на 12 % заработной платы категорий работников, не включенных в региональные «дорожные карты».

Реальные располагаемые денежные доходы населения выросли на 4,1 %.

В то же время, нужно признать, что тут мы в определенном смысле топчемся на месте. По  размеру заработной платы у нас 7-е место в Приволжском округе. Далеко не в лидерах Удмуртия и по доходам населения. Только 8-е место.

Хочу, в то же время, обратить внимание хозяйственных руководителей на необходимость увязывать повышение заработной платы с ростом производительности труда. С другой стороны, модернизация производства, обеспечивающая эффект,  должна влечь за собой рост зарплат.

К 2018 году минимальный размер оплаты труда должен подняться до величины прожиточного минимума трудоспособного населения. В рамках решения этой задачи в ноябре нынешнего года между Правительством Удмуртии, Федерацией профсоюзов, объединениями работодателей заключено Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Удмуртской Республике.

Согласно ему, с 1 января наступающего года установлена минимальная заработная плата в размере 6860   рублей, что 7,4 %  выше минимального размера оплаты труда, действующего в этом году.

Не могу не сказать сегодня и о том, что волнует наших граждан. О ценах. Президент России поставил перед   регионами задачу – вести постоянный мониторинг цен на основные продовольственные товары и лекарства.

Скажу откровенно, меня тревожит, что даже по тем продуктам, которые республика производит, можно сказать, в избытке, цены у нас одни из самых высоких в Приволжском федеральном округе.

Это, например, куры и творог (2-е место), хлеб и капуста (4-е место), молоко, масло сливочное и морковь и ряд других. Зато цена водки – ниже всех!

Похоже, что такое положение  – это цена значительной монополизации на ряде товарных рынков. Обратная сторона изобилия своей продукции.

Хотел бы спросить некоторых руководителей: почему яйца, куры, сыры с ваших предприятий так дороги? Вряд ли дело только в повышении стоимости зарубежных компонентов для комбикормов. Эти продукты были в числе самых дорогих и до резкого снижения курса рубля.

Вы же наши, местные производители. Думайте о земляках тоже! Продовольственная безопасность – это не только, когда всё есть, но и когда оно доступно основной массе населения.

Считаю, что так подходить к ценообразованию в корне неправильно. Прошу Правительство не только наблюдать за ситуацией, но и предметно работать с сельхозпроизводителями, переработчиками и торговыми сетями.

Теперь о «больном» для нашего населения вопросе – доступном современном жилье.

Я уже назвал цифру ввода жилья в   нынешнем году – 630 тысяч кв. метров. Жилье эконом-класса составляет примерно 52 %.  На 1 декабря этого года в строительстве было 95 многоквартирных домов общей площадью в 1 миллион кв. метров.

Как видим, положительная динамика жилищного строительства в республике налицо.

Радует, что мы начали строить и социальное жилье для наших бюджетников. В Ижевске такой дом был введен в этом году. Часть квартир в нем сдается на условиях социального найма. Планируется  строительство еще одного  такого дома на 218 квартир.

За текущий год приобретено и построено 280 жилых помещений для детей-сирот. Это серьезные подвижки.

Мы продолжим  переселение людей из аварийного и ветхого жилья. До конца действия программы, а это 1 сентября 2017 года,   из аварийных домов переселятся 8800 человек.

И всё же по жилью мы пока в «хвосте» рейтинга регионов ПФО. По вводу жилых домов на тысячу человек населения Удмуртия занимает одиннадцатое место. По вводу домов индивидуальными застройщиками – и вовсе на 13-м, предпоследнем. 

Такое положение не может нас устраивать.  Уверен, что надо смелее решать вопрос о расширении строительства частных домов в пригородах. Упростить процедуру получения участков, ускорить создание инфраструктуры.

Хотел бы обратиться и к застройщикам в городах. Не рубите сук, на котором сидите. Своей ценовой политикой вы выталкиваете людей из городов.

Жду в ближайшее время от Минстроя и муниципалитетов совместно с застройщиками конкретных предложений по новым подходам к жилищному строительству. 

Важные задачи решаются в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Идет переход на долгосрочное тарифное регулирование. В апреле этого года моим указом утверждены предельные индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях. Они действуют в период с 1 июля 2014 года по 2018  год. Наша задача – ограничить рост платы граждан за коммунальные услуги. В этом году нам удалось не допустить роста тарифов выше темпов инфляции.

Начата реализация региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов. В октябре нынешнего года Правительство  республики утвердило краткосрочный план, согласно которому  в 2015    году будет проведен ремонт 110 таких домов.

Теперь о борьбе с негативом в сфере ЖКХ.

Назрел и «перезрел»  вопрос с наведением порядка  в  работе управляющих компаний. Нередко они задерживали перечисление собранных с собственников средств. С будущего года они смогут собирать деньги только за свои собственные услуги. В первом квартале пройдет лицензирование управляющих компаний. Считаю, что недобросовестным компаниям, а мы их знаем, не место на рынке ЖКХ!

Одним из главных раздражающих факторов для населения республики уже не первый год является состояние нашего здравоохранения. Весной, согласно социологическим опросам, эта проблема была второй по важности для наших сограждан после дорог.

В 2014 году в отрасли  поменялся министр. Начались позитивные изменения.

Внедрен пилотный проект «Поликлиника без очередей». В 2014 году электронная запись на прием к врачу через Интернет использовалась  более 430 тысяч раз.

Специалисты ведущих республиканских учреждений здравоохранения выезжают на село, в том числе  в составе передвижных медицинских комплексов.

Начато решение поставленной мной задачи снижения цен на широкий круг лекарств. С этой целью создана единая государственная аптечная сеть. Что экономит бюджетные средства, расширяет ассортимент и доступность лекарств для жителей.

В отрасли внедрен мониторинг использования высокотехнологичного медицинского оборудования. А у нас его на многие сотни миллионов рублей.

В 2 раза выше показателя прошлого года объем оказанной высокотехнологичной медицинской помощи. Освоены новые методы. Рад за наших докторов, проводящих уникальные операции.

Но всё сделанное – только небольшой шажок в решении проблем отрасли. И большой погоды он пока не делает.

Главной задачей  здравоохранения Удмуртии, хочу об этом ещё раз напомнить, остается  повышение доступности и качества медицинской помощи.

В этих  целях руководители отрасли и медицинских учреждений должны правильно регулировать нагрузку на персонал. Лучше работать с молодыми кадрами. Не допускать  необоснованного увеличения объема платных услуг в ущерб бесплатным.

И еще один вопрос для обсуждения. В системе Минздрава есть дома ребенка. Куда попадают грудные дети, от которых отказались родители. Содержание такого ребенка обходится бюджету в один миллион рублей в год.

Но дело даже не в деньгах.

Считаю, что пришло время приступить к принципиальному решению проблемы сиротства в Удмуртии.  Каждый ребенок должен найти свою семью!

И один Минздрав с этим не справится. Такую задачу я ставлю перед собой, Правительством, Государственным Советом и органами местного самоуправления.

Свое важное место в общей работе должны занять  общественные организации и средства массовой информации. Сирот в нашей республике быть не должно. И каждый новый такой ребенок, устроенный в семью, будет нашей общей победой. Прошу Правительство и Госсовет проработать пути решения этой задачи.

Здравоохранение, безусловно, важнейшая забота государства. Но важно и то, что служит профилактике болезней, формированию здорового образа жизни.

Имею в виду  физическую культуру, спорт и туризм. Именно массовая физическая культура, массовый спорт – основа здоровья общества.

На их развитие и должны быть нацелены наши главные усилия.

За год мы укрепили спортивную базу. Республика вошла в число регионов, где реализуется  пилотный проект внедрения комплекса ГТО. В каждом городе и районе появятся спортивные площадки по месту жительства для занятий и сдачи нормативов. Всего их будет 40. Часть уже построена.  Важно обеспечить их сохранность, обслуживание и активное использование.

Среди важных задач предстоящего года – ввод в строй 50-метрового плавательного бассейна в г. Ижевске, ряда других объектов. Шесть спортсооружений будут построены на принципах государственно-частного партнерства.

Большая плодотворная работа специалистов и энтузиастов в нашей республике дает свои плоды. В уходящем году мы еще раз услышали о мировых достижениях наших спортсменов. Нас порадовали серебряные призеры зимней Олимпиады Максим Вылегжанин и Дмитрий Яппаров.  Паралимпийские чемпионы Владислав Лекомцев и Владимир Кононов. Члены сборной России по следж-хоккею, взявшей «серебро».

А вот и совсем свежий успех. Новую вершину покорила в декабре Елизавета Туктамышева. Она стала лучшей в финале мирового Гран-при по фигурному катанию в Барселоне.

И всё же, рискну сказать, что для полного спортивного счастья нашей республике всё же чего-то не хватает.

Болельщики со стажем помнят песню: «Команда молодости нашей…». Да, вы угадали. Так я намекаю на хоккейную команду «Ижсталь» времен ее игры в высшей лиге советского хоккея.

И хотя время сегодня непростое, но кризисы приходят и уходят. А любую большую задачу надо ставить загодя и начинать движение к ней без задержки. Возврат наших хоккеистов в элиту российского хоккея – именно такая задача у всей республики.

Считаю, что наш крупный бизнес может и должен включиться в её решение. И в 2015 году  нужно сделать первый шаг в этом направлении.

Как сделан такой шаг в туристической отрасли региона. Начат первый этап реализации инвестиционного проекта Удмуртской Республики –«Камский берег». Он был успешно защищен на заседании Координационного Совета Российской Федерации по туризму.

Проект рекомендован для включения в перечень программных мероприятий. В 2015-2016 годах из федерального бюджета будет финансироваться строительство объектов в Сарапуле. Надеюсь, что  реализация проекта  станет прорывом для нашей туриндустрии.

Уважаемые коллеги! Одна из отраслей, в которых республика постоянно на передовых местах в России –  наше образование.

Только за последние 5 лет в него вложено более 100 млрд. рублей!

По обороту средств в этой отрасли на душу населения Удмуртия на четвертом месте в ПФО. Мы уступаем только Татарстану, Пермскому краю и Самарской области.

Развитие системы образования – в числе главных наших приоритетов. Особое внимание уделяем укреплению материально-технической базы.

В 2015 году, несмотря на сложный бюджет, республика не будет снижать финансирование образования. Более того, планируется его увеличение. Будет построено и отремонтировано 54 объекта. Для этого из бюджета выделяется около двух миллиардов рублей.

Мы близки к выполнению задачи, поставленной Президентом России – обеспечить к 2016  году  доступность дошкольного образования для ста процентов  детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Удмуртия входит в двадцатку лучших регионов страны по решению этой проблемы. В этом году введено 2040 дошкольных мест. Далее их ввод мы продолжим, в первую очередь, там, где это больше всего необходимо. Только в Ижевске будет открыто 5 новых детских садов. Всего в следующем году планируется ввести 1200 новых мест.

Не могу не сказать в этой связи слова благодарности Правительству России за понимание в этом вопросе. Отмечу и партию  «Единая Россия», ставшую инициатором этой работы. Мы получили на детсады из федерального бюджета около 800 млрд. рублей.

Однако не обошлось тут и без «ложки дегтя». Под угрозой срыва оказалась сдача двух детских садов в Ижевске.

Доверие центра завоевать тяжело, а потерять – совсем просто.

Только нашего серьезного разговора администрация города сдала эти детсады 29 декабря, то есть вчера. Тут неизбежны вопросы. Обязательно съезжу и проверю качество построенных объектов.

Что касается школ, то надо решать проблему второй смены. Она есть в 125 школах.  В основном, в городах. Это 25 тысяч детей, 16 % всех учащихся.

Именно поэтому мы меняем курс. Тем более что на селе осталось всего две ветхие школы. Теперь будем  строить школы в городах и крупных райцентрах.

В будущем году планируется ввести кадетский корпус им. Героя Советского Союза Старикова в г. Воткинске и начать строительство школы в г. Ижевске.

Наш подход на 2014-2015 годы неизменен: в первую очередь надо сохранить то, что мы уже имеем. Поэтому приоритетом стали ремонты учреждений социальной сферы: текущие крыши и выпадающие окна. С этими позорными явлениями мы начали серьезную борьбу.

На капитальный и текущий ремонт школ в наступающем году из республиканского бюджета будет выделено 310 миллионов рублей. Эти деньги будут на направлены в муниципалитеты на принципах паритетного софинансирования.

Все мы с уважением и благодарностью относимся к тем, кому нужна поддержка государства и общества.

В рамках социальной защиты населения более 135 тысяч ветеранов труда, тружеников тыла и реабилитированных граждан получают ежемесячные денежные выплаты.

278 тысяч 600 федеральных и  региональных льготников –  ежемесячную денежную компенсацию на оплату коммунальных услуг.

В уходящем году продолжилась социальная поддержка семей с детьми, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации. Так, 6454 ребенка были обеспечены бесплатными путевками  в санаторные и детские оздоровительные лагеря.

В комплексных центрах социального обслуживания населения побывали более 250 тысяч граждан пожилого возраста и инвалидов. Социальным патронажем охвачено 6 400 граждан старше 80 лет.

Совместно с общественными организациями инвалидов  реализуется республиканская программа «Доступная среда на 2011-2015 годы». Уже 70 объектов социальной инфраструктуры адаптированы для использования людьми с ограниченными возможностями.

В планах на будущий год – ввод в строй Республиканского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями. Строится он с привлечением частных инвестиций

В последующие годы намечено строительство очистных сооружений для стационарных учреждений социальной защиты населения. Будем также строить или приобретать   здания для комплексных центров социального обслуживания  в районах.

Считаю, наши ветераны и инвалиды заслужили больше внимания и комфорта.

Стратегическим ресурсом региона является молодёжь.

У нас 329 тысяч юношей и девушек в возрасте от 14 до 30 лет. Почти 22 процента всего населения республики.

Ключевая задача нашей молодежной политики – создать условия для социальной адаптации молодежи.

Что для этого необходимо?

В первую очередь, хорошее образование, интересная профессия и достойная работа, доступное жилье. Возможности для воспитания детей, отдыха и спорта.

В   Послании Президента России вновь было подчеркнуто: кадры – самое главное. А новые кадры – это именно молодежь.

Для нашего региона это более чем актуально. Дефицит квалифицированных кадров, особенно рабочих – факт, от которого не уйдешь. И решаться задача профессиональной подготовки кадров для промышленности должна в связке учреждений профессионального образования и предприятий. По лучшим методикам мирового уровня.

Необходимо расширять и перенимать опыт наших заводов, например, Ижевского мотозавода «Аксион-холдинг» и Воткинского машзавода, которые готовят молодых рабочих в своих учебных центрах.

Решим эту проблему – сможем лучше использовать наш промышленный и аграрный потенциал.  Будет надёжная база для повышения качества жизни населения.

А молодежь тянется к труду. Об этом говорит хотя бы то, что в нынешнем году трудоустроено на временные работы 9 тысяч подростков от 14 до 18 лет, желающих работать в свободное от учебы время.

Продолжилась реализация программы «Жилье для молодых семей». Республика компенсирует по ней часть процентной ставки по жилищным кредитам.

С 2015 года форма поддержки молодых семей в рамках этой программы изменится. Молодые семьи будут получать субсидии на оплату приобретаемой квартиры в размере до 10 % ее стоимости.

Кроме того, в будущем году республика намерена включиться для решения этой задачи в федеральную программу «Жилище». Объемы нашего участия в ней уточняются.

Теперь, уважаемые коллеги, о культуре. Не буду приводить цифры и факты. Скажу только о главном.

Считаю, что весь год у нас должен пройти под знаком юбилея нашего великого земляка.

7 декабря в Государственном Кремлевском дворце  торжественно и одновременно очень тепло открылся Год Удмуртии в Москве. Он посвящен 175-летию Петра Ильича Чайковского.

В то же время, мы знаем, что это событие не только республиканского масштаба. Его широко отметят и в России, и в мире. Удмуртия может задать тон.

Тема юбилея Чайковского должна лечь в  основу всей деятельности наших учреждений культуры. И не только музыкальных, но и других – библиотек, домов культуры.

Достойное место юбилею Чайковского в планах своей работы должны отвести и министерство образования и науки,  средства массовой информации.

Каждый город и район, а не только Ижевск, Воткинск и Глазов,  тоже должны подключиться к этому делу.

Почувствовать юбилей Петра Ильича Чайковского  должны  все наши жители.  И в городе, и на селе.

Я направил ряду губернаторов территорий, где также будут широко отмечать этот юбилей, предложение встретиться в Ижевске. И согласовать наши планы, договориться об обмене творческими коллективами.

Пусть Чайковский и его гениальное музыкальное творчество станут на 2015 год своеобразной «национальной идеей» Удмуртии!

Удмуртия из года в год подтверждает свою репутацию одного из самых спокойных и стабильных регионов России в части этноконфессиональных отношений.

Это подтвердил и недавно опубликованный рейтинг регионов страны по этому показателю, проведенный весной-осенью нынешнего года.

Мы продолжим постоянный диалог с национально-культурными объединениями, действующими в республике. Поддержим их деятельность. Ставим задачу, чтобы в ближайшие годы в каждом городе и районе появились дома дружбы народов, центры национальных культур.

На будущий год значительно увеличены средства на книгоиздание на удмуртском языке.

Однако пример других стран и регионов показывает, насколько хрупкой бывает эта стабильность, если она не подкрепляется последовательной системной работой.

И здесь мало принять все необходимые документы. Нужно постоянно держать руку на пульсе.  Это главная задача Министерства национальной политики. Прошу всех руководителей, особенно глав городов и районов, уделять вопросам межнациональных отношений  постоянное внимание.

Важное значение для социального самочувствия наших сограждан имеет состояние наших городов и сел.

Вот почему мы намерены повысить внимание к территориальному развитию республики. Формированию комфортной городской среды и устойчивому развитию сельских территорий.

В значительной степени именно с этим связана недавняя передача ряда полномочий в градостроительной и земельной сферах от муниципалитетов органам исполнительной власти региона.

Мера эта в известном смысле вынужденная. Она связана с недостатками в работе органов местного самоуправления в этой сфере. В реализации генеральных планов населенных пунктов.

С ними связан ряд конфликтов, например, в Ижевске, вокруг некоторых строек, зеленых зон. А гнев граждан, в итоге, выливается в таких случаях на власти всех уровней. Уверен, что мы постепенно наведем здесь порядок, не ущемляя ничьих интересов.

Тем не менее, считаю, что руководству столицы Удмуртии стоит очень критически подойти к оценке своей работы. Сделать выводы. Переосмыслить стратегию развития города.

Складывается впечатление, что порою работа идет по принципу: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Примеров тому сколько угодно – от состояния городской ливневки до тротуаров и дорог.

Очень надеюсь в этой связи, что заключенное 5 декабря между Удмуртией и Москвой Соглашение поможет нам изучить и взять лучшее из градостроительной практики столицы России.

Уверен, что даже при наших гораздо меньших ресурсах можно и нужно делать значительно больше и лучше, чем делалось до сих пор в Ижевске и других городах.

Важное значение в развитии территорий имеет состояние экологии.  За год в республике образуется полтора миллиона тонн отходов. Ежегодно их объем растет на 10 %. В рамках программы по работе с твердыми бытовыми отходами за счет бюджета республики построен  полигон в Можге. На средства инвестора завершен полигон в Якшур-Бодье. В планах полигоны в Камбарке и Увинском районе, другие объекты.

В этой работе также нужно шире использовать государственно-частное партнерство.

В будущем году продолжится экологическая реабилитация Ижевского пруда как источника воды для столицы Удмуртии. Стоимость работ на 2014-2016   годы – 478 млн. рублей. Субсидии из федерального бюджета составят 319 миллионов.

Важные экологические и хозяйственные задачи решает наше лесное хозяйство. На площади в 4  тысячи 925 гектаров проведено лесовосстановление. Контролируется правильность заготовки древесины. Ведется борьба с вредителями леса.  Наш регион – лучший в ПФО по защите лесов от  пожаров и лесонарушений.

Считаю основной задачей министерства лесного хозяйства на будущее дальнейшее усиление борьбы с нарушителями лесного законодательства. А также расширение возможностей для жителей региона, в рамках закона, приобретать древесину для строительства жилья и других собственных нужд.

С самого начала своей работы на посту высшего должностного лица региона я поставил задачу проведения сбалансированной бюджетной политики.

С этой целью проведен анализ бюджетной политики последних лет и внесены коррективы. Взят курс на стабилизацию, а затем последовательное снижение государственного долга.

Одна из мер – замена банковских кредитов бюджетными. Мы добились выделения из федерального бюджета на эти цели более 7 миллиардов рублей. Что позволило нам сэкономить на процентах 600 млн. рублей, направив их на   социальные цели.

Новые подходы нашли отражение в бюджете республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

И еще одно принципиальное новшество. Впервые за десять лет титул строительных объектов будущего года утвержден в декабре. Обычно это был март-апрель бюджетного года со всеми вытекающими последствиями, когда задачи ставились в пожарном порядке. Благодарен Правительству за выполнение сформулированной мной задачи. Такой подход поможет грамотному освоению средств.

Что касается бюджета нынешнего года, то в январе – ноябре в консолидированный бюджет Удмуртии поступило на 8 % больше  налоговых и неналоговых доходов, чем годом ранее.

Отмечу, что мы на 2-м месте среди субъектов ПФО по доле налоговых доходов, собранных с территории республики и перечисленных в федеральный бюджет.

И, к сожалению, на предпоследнем, 13-м месте – по  доле, которая остаётся в  нашем распоряжении.

За 10 месяцев этого года  сумма социально значимых расходов выросла на 11 процентов.  А их доля в общем объеме расходов консолидированного бюджета составляет 71 %.

В числе основных задач бюджетной политики на предстоящий год – укрепление доходной базы консолидированного бюджета через стимулирование инвестиционной деятельности, безусловное выполнение социальных обязательств перед населением республики, обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета республики на основе поэтапного сокращения его дефицита,   продолжение работы по сокращению государственного долга республики.

Хочу еще раз  подчеркнуть, что будет  самый жесткий спрос за эффективное использование каждого бюджетного рубля. С персональной ответственностью должностных лиц.

Прошу Государственный контрольный комитет взять под свой постоянный контроль использование средств на наиболее важных направлениях.  

Кроме того, предлагаю подумать о создании  на уровне Главы специального Совета или рабочей группы по повышению доходного потенциала региона и привлечению средств из федерального бюджета на софинансирование программ и непрограммных мероприятий на территории республики. В ряде других регионов это практикуется.

Вновь, как и в марте этого года, обращаю внимание на малую сумму, поступающую в бюджет от  управления государственным имуществом и земельными ресурсами. Министерство имущества должно в корне пересмотреть подходы, использовать для этого все возможности и резервы.

Решение стоящих нами задач невозможно без повышения эффективности государственного управления.

На это нацелена новая структура Правительства. Напомню, что с 1 января будущего года начинается полноценная работа новых и реформированных министерств и ведомств.

В рамках новой структуры сокращено 15 % государственных служащих.  Это первое настолько масштабное сокращение количества государственных чиновников в Удмуртии за последние 10 лет. Хотя по  численности бюрократии мы далеко не самые «продвинутые» в Приволжском округе. Находимся на 3-м месте с конца после Марий Эл и Татарстана. Тем не менее, считаю наш шаг правильным и разумным. Прошу и муниципальные образования последовать нашему примеру.

Ещё раз подтверждаю свою принципиальную позицию по противодействию коррупции.

Акцент на этой работе будет усилен. И Совет при Главе республики, и соответствующий отдел в Администрации Главы и Правительства полностью развернули свою работу. Анализируют поступающую информацию.

Пример с бывшим главой Ярского района доказывает: кадровые решения будут приниматься  решительно. Никакие прежние заслуги в счет браться не будут.

Проштрафился – отвечай! Неприкасаемых у нас нет и не будет!

Уважаемые коллеги! Залогом и гарантией поступательного развития республики, укрепления согласия в обществе является взаимное доверие власти и общества. Развитие институтов гражданского общества.

Я очень благодарен членам Общественной палаты Удмуртии за поддержку в проводимой нами работе, внедрении новых форм. Таких, как «Открытое правительство».

Мы стали в этом году свидетелями целого ряда гражданских  инициатив, привлекших широкий общественный интерес. Активную гражданскую позицию проявили автолюбители республики, градозащитники, экологи, волонтеры. Все они – наши союзники в решении социальных проблем, гармонизации общественных отношений.

Считаю, что нужны новые подходы к формированию и содержанию работы общественных Советов при Главе Удмуртии. Во-первых, будет увеличено их число. Во-вторых, в них войдут действительно только общественники, люди с позицией. А что касается  чиновников, то они и так придут на заседания.

Жду от советов честной и откровенной оценки действий власти всех уровней, готовящихся решений и законов, конкретных   предложений и рекомендаций.

Предлагаю   органам местного самоуправления пойти в работе с общественностью по такому же пути.

Напомню, что уже в сентябре предстоящего года в городах пройдут выборы в городские Думы. В их преддверии нужно активизировать диалог с населением. Показать на деле заинтересованность в участии граждан в городских делах.

Новые городские Думы станут по-настоящему представительными, если избиратели направят туда не только коммерсантов, но и людей различных профессий, способных отстаивать их интересы.

2015 год отмечен 70-летием Победы в Великой Отечественной войне.  Подготовка к этой святой дате вступает в решающую фазу. В ней должно быть больше координации и гласности.

Сразу после новогодних каникул мы проведем заседание республиканского оргкомитета по подготовке к этому большому празднику.

Предлагаю рассмотреть на заседании Правительства ход решения социальных вопросов ветеранов Великой Отечественной войны, вдов участников войны.

Нам с вами предстоит привести в полный порядок 32 воинских захоронения защитников Отечества, находящихся на территории  республики.

Благоустроить, реконструировать и реставрировать 15 знаковых для жителей Удмуртии объектов, посвященных  этой войне.

Никто не должен быть забыт. Каждый ветеран фронта и тыла должен почувствовать нашу заботу. Это наш сыновний долг и долг перед будущими поколениями.

Вношу также  предложение   ежегодно проводить в республике большой военно-патриотический праздник.

Уважаемые коллеги! Я завершаю свой доклад.

2014 год позади. И все наши мысли связаны с годом будущим.

Конечно, глобальных чудес в нём ждать не приходится. Как бы мы ни загадывали их в Новогоднюю ночь.

Но сохранить основные положительные тенденции мы в силах. Есть хорошие идеи. Есть резервы, которые нужно использовать.

Для этого от каждого из нас требуются максимальная  ответственность и готовность служить людям, родной республике.

А славой как-нибудь сочтемся.

В заключение примите самые тёплые и искренние поздравления с наступающим Новым годом. От всей души  поздравляю и жителей всех городов и сел нашей уютной и дружной республики.

Пусть замечательный Новогодний праздник будет наполнен радостью и весельем. И ещё больше объединит нас в труде на благо родной Удмуртии.

Желаю  вам и вашим близким доброго здоровья, счастья, благополучия и исполнения всего задуманного!

Спасибо за внимание.

Предыдущие записи этой рубрики

Оставить комментарий




Календарь записей

Январь 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек   Фев »
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Кез ВКонтакте