Понедельник, 25 Сентябрь, 2017

Поиск по сайту

У нас общие корни!

«Все дороги ведут в Пармайлово», — сказал Александр Бражкин, руководитель народного ансамбля «Живой родник», когда наш автобус после семи с половиной часов следования свернул с трассы Кудымкар – Гайны направо. Наше путешествие на родину «сероглазой чуди» подошло к логическому завершению. Иными словами  — мы приехали. И это было радостью для семнадцати пассажиров и шофера, которые отъехали от Кезского районного Дома культуры в пятницу 13 июля в 7 часов утра. В 17 часов по местному пермскому времени мы прибыли на Межрегиональный праздник обрядовых культур финно-угорских народов «ЧЮДный карнавал – 2012».
Уже четвертый раз в Коми-Пермяцком округе Пермского края проходил этот праздник, который стал яркой демонстрацией общих корней финно-угорских народов  и   в тоже время  разнообразия этнических обрядов этих народов. Виртуозная «игра» организаторов со словом «чудь» чувствовалась во всем, начиная с оформления и заканчивая названиями предлагаемых мероприятий. Это не удивительно. По преданиям, предков коми-пермяков, обитавших на этих землях около десяти тысяч лет назад, называли «чюдью». Об этом древнем народе  писал еще монах Нестор в «Повести временных лет».  Потом, как говорят местные легенды, чюдь «ушла под землю». Ее до сих пор в коми-пермяцких деревнях называют «старые люди». Это они создали знаменитый пермский звериный стиль медно-бронзового литья. Это они слились с неброской и суровой природой, с Пармой. Кстати, деревню Пармайлово старики называют Пармайыл.  Для нас, удмуртов, даже перевода не потребовалось.
На празднике были гости из Ханты-Мансийска, Кировской области, Нижнего Тагила, Республик Коми и Марий Эл. Удмуртию представляли два коллектива: народный театр «Маскарчи» из Завьяловского района и наш народный ансамбль «Живой родник».
Первый день мы обустраивались в палаточном городке на импровизированных улицах Солнечной и Земляничной. Вечер закончился возжиганием обрядового костра «Ой ЧЮД» и этнодискотекой «Ветер и огонь ночи». На нашу гармошку к палаткам потянулись слушатели. Тогда впервые за этот день окрестности огласили настоящие удмуртские песни. Тогда мы познакомились с интересным человеком — жителем деревни Пармайлово скульптором от Бога Егором Утробиным. На мой взгляд, его музей деревянных скульптур был самой главной фишкой во всем «чюдном карнавале». На следующий день кезский коллектив представил зрителям обряд «Колодча восян» («Освящение колодца»). Издавна удмурты выбирали место для будущего селения на берегах рек, у прохладных родников. И никак нельзя было обойтись без колодца во дворе или на улице. Как определить место будущего колодца? Из какого дерева делать колодезный сруб? Эти и другие тонкости были показаны в этом обряде. Театрализованное действие сопровождалось множеством красивых задорных и лиричных удмуртских песен, а от  народных игр  участники ансамбля «Живой родник» сами получали огромное удовольствие. Несмотря на то, что до этого коллектив дал концерт в деревне под названием Сёрва, усталости совсем не чувствовалось.
Не менее успешной эта поездка оказалась и для Кезского Дома ремесел. Кезские мастера представили свои этнически узнаваемые  изделия.  И наш Дом ремесел, и наш ансамбль «Живой Родник» попали и в объективы фото- и телекамер, и на страницы местной прессы. Очень многое осталось, как говорится, за кадром: и Пармайловский лабиринт, и деревья, растущие вверх корнями, и выставка Коми-Пермяцкого музея «Чюдские древности», и восхождение на «Курогкар». Но лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать. Поэтому в следующем году ищите в интернете информацию о «ЧЮДном карнавале – 2013» и обязательно съездите. НЕ ПОЖАЛЕЕТЕ!
Н. ИВАНОВА,
директор районного музея
Фото автора

Предыдущие записи этой рубрики

Оставить комментарий




Календарь записей

Июль 2012
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн   Авг »
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Кез ВКонтакте